ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 09.08.2010
Развитие речи ребёнка.

Развитие речи ребёнка.

  Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологический. Диалог - это разговор двух или более лиц. Диалогической речи характерны короткие неполные предложения, реплики, пониманию помогают: темп, мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники попеременно выступают то как вещатели, то как слушатели. Например:

- Какое сейчас время года?
- Весна.
- Какие птицы прилетают к нам весной?
- Весной из теплых краев прилетают грачи, скворцы.

Сызмальства ребенку следует общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить индивидуальными разговорами и беседами с малышом. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, он влияет на развитие речи и общее умственное развитие. Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, интересующихся их внутренним миром, развиваются быстрее и говорят лучше. Родители в разговоре с малышом выясняют интересующие маленького ребенка вопросы, его интересы, узнают о его досуге и друзьях, и как она к ним относится. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в будущем уже сами будут рассказывать о своих желаниях и интересах, о своей жизни в школе, у них не будет «секретов» от родителей.

Маленький ребенок чрезвычайно чувствителен и уязвим, неосторожное слово, насмешка может легко обидеть ребёнка и оттолкнуть от разговоров со взрослыми. Малыш становится замкнутым или делится своими радостями и неудачами только с отдельными членами семьи - матерью, бабушкой (реже с отцом или дедушкой. Не все правильно понимают значение индивидуальных бесед с малышом, считая, что ребенок еще маленький, все равно ничего не поймет. В таких семьях ребенок растет сам по себе, а потребность в общении удовлетворяет лишь в играх с куклой или другими игрушками. Такие дети, как правило, отстают в речевом развитии, они молчаливы, застенчивы.

Путем индивидуальных бесед взрослые учат ребенка культуре разговорной речи. Малыша следует научить здороваться со знакомыми взрослыми и детьми, соседями, вежливо отвечать на вопросы других, благодарить за услуги, употребляя в разговоре такие вежливые формы, как «доброе утро», «добрый день», «до свидания», «спокойной ночи», «спасибо», «пожалуйста», «пожалуйста», «извините». Ребенок должен знать, - когда взрослые говорят, а ему нужно что-то срочно спросить, следует извиниться и просить разрешения обратиться: «Извините, вас можно спросить?» Именно в семье малышу прививается привычка не интересоваться разговором старших, если он не обращен к ребенку . Родители должны также воспитать у ребенка умения вести себя во время разговора: стоять ровно, смотреть в глаза собеседнику, не крутить пуговицу, не подпрыгивать, не занимать руками одежду, разговаривать спокойно.

О чем же можно говорить с ребенком в семье? Темы для индивидуальных бесед весьма разнообразны. С детьми младшего дошкольного возраста следует говорить о близких и доступных вещах.

Приблизительная тематика бесед с детьми 3-4 лет может быть такой:

Режим дня ребенка. Что ты сегодня завтракал? Что ел в обед? Что бабушка готовит на ужин? Кто тебе помог убрать кровать? Как ты умывался? Чем занимался до обеда? Что делал после обеда?

Игрушки. Как зовут твоих кукол? С какими игрушками ты играл? Что ты строишь из кубиков? Куда едет машина?

Одежду и обувь. Какого цвета платье, рубашка? Кто купил тебе пальто? Где хранится твоя одежда? Что сначала нужно одевать? Как назвать эту одежду (колготки, чулки, носки, фартук)? Что нужно обуть на ноги?

Мебель. В чем хранится посуда? Книги? На чем ты сидишь? Где ты спишь? Что стоит у тебя в комнате? Что есть у нас на кухне? Где хранится твоя одежда?

Члены семьи. Как зовут маму, папу, брата или сестру, бабушку, дедушку? Чем занимается мама, бабушка, папа? Где твой старший брат или сестра?

Растения и животные. Какие цветы у нас растут? Кто ухаживает за цветами? Есть деревья и кусты на улице? Как звать кошку, собаку? Что ест кошка, собака? Кто кормит животных? Есть ли у тебя аквариум? Кто живет в аквариуме?

Тематика разговоров для детей 5-6 лет значительно расширяется. С детьми этого возраста нельзя ограничиться только разговорами на близкие бытовые темы. Старшим дошкольникам доступны уже более общие темы, выходящие за пределы их непосредственного чувственного опыта.

Труд взрослых. Где работает мама, папа? Чем они занимаются на работе? Кто строит дома? Кто выращивает хлеб, овощи? Кто водит машину, троллейбус, трамвай? Кто работает в магазине? Приносящих почту?

Праздники. Как называется этот праздник? Как ты готовилась к празднику? Как в семье готовились к празднику?

Деятельность ребенка. Чем ты играешь? Какие у тебя игрушки? Что ты делал в течение дня? Что ты строил? Что рисовал? Что делал на улице? С кем ты играл во дворе? С кем ты дружишь?

Сказки, рассказы, книги. Какая книга тебе больше всего нравится? Почему? Что изображено на иллюстрациях книги? О чем тебе читал отец?
Транспорт. На чем люди ездят? Какие виды транспорта в нашем городе? Чем родители едут на работу? Что перевозят самолетами?

Такие разговоры проходят в непринужденной форме. Ребенок должен почувствовать, что взрослому на самом деле интересно послушать о том, чем занималась он в течение дня.

Своеобразный отчет маленького ребенка о своей дневной деятельности заставляет его вспоминать, мыслить. Малыш привыкнет к таким разговорам, и в дальнейшем сам будет рассказывать родителям о своем детскую жизнь, мечты, желания, игры.

Развитию разговорной речи способствуют и индивидуальные беседы с ребенком, которые проводятся по ранее обдуманными вопросам. Это могут быть беседы о лете, осени, зиме, весне, строительстве, родной город, беседы по картинкам и иллюстрациям.

Например, в беседе о лете к ребенку можно обратиться с такими вопросами: «Какое сейчас время года?», «Как называется месяц?», «Какая погода летом?», «Во что одеты люди?», «Что созревает в саду? В огороде? », «Чем занимаются дети летом? », « Какую ты знаешь загадку, стихотворение о лете?»

Во время бесед взрослый объясняет и рассказывает ребенку о том, чего он не знает, загадывает загадки, читает отрывки из рассказов и стихов вместе рассматривают картинки, фотографии, иллюстрации.


Диалогическим языком дети овладевают до пяти лет. На шестом году жизни ребёнка  он уже не удовлетворяется, и он сам пытается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных кинофильмов и мультфильмов, т.е. используется монологический язык.

Монолог - это язык одного человека, он требует последовательного изложения мысли, описания событий, связности повествования. Вот почему монологический язык называют связующим, повествовательным. Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать виденное, передать содержание сказки, рассказа, кинофильма. Однако не все дети умеют последовательно и логично излагать свои мысли. У некоторых детей речь отрывистая, с длительными паузами, преобладают слова-заменители, указательные местоимения, жесты, мимика, им якобы не хватает слов для передачи мысли.

До шести лет, ребенок должен научиться описывать знакомый предмет, со всеми его качествами, свойствами и признаками, уметь сравнивать два-три предмета между собой, самостоятельно составлять рассказы по иллюстрациям и сюжетным картинкам, рассказывать о виденном и пережитом (как отдыхал, как прошел праздник, что видел в лесу и др.), по теме указанной взрослым придумать сказку.

Описание предмета или картинки проводится с детьми шестого года жизни. Для описания рекомендуют подбирать хорошо знакомы ребенку предметы, игрушки, картинки. Это могут быть: флажок, башня, кукла, мишка, ножницы, машина, тарелка, чашка, ведерко, книга и др. Сначала взрослый дает образец описания на одном конкретном предмете. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Наташа. У Наташи голубые глаза, белые волосы, красные щеки. Она улыбается. Одета кукла в платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут спать, кормят, одевают ее». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает ребенку, в какой последовательности нужно рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «С чего он сделан?», «Какой он?», «Для чего он нужен?»

Когда ребенок научится связно и последовательно описывать один предмет, можно предложить ему описать группу предметов, используя при описании слова: слева, справа, спереди, сзади, между ними. После шести лет следует научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить для сравнения такие группы предметов и картинок: помидор, огурец, морковь, соль, сахар, мука, кошка, собака, кролик и др.

Во время описания группы предметов взрослый помогает ребенку вопросами.

Более взрослый ребёнок, уже может самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. Инициатива составления таких загадок принадлежит родителям. Так, взрослый предлагает ребенку отгадать, загадку: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и прямоугольную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это? ».
- Теперь ты задумаешь  какой-то предмет, все о нем расскажи, а я буду отгадывать, - обращается взрослый к ребенку.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит самолетом, едет поездом, теплоходом, идет пешком по стране и рассказывает, что он видит, описывает воображаемые города, леса, горы, поля, а взрослый отгадывает место путешествия ребенка.

Умение сопоставлять и сравнивать предметы необходимо ребенку в связи с подготовкой его к школе.

Рассказ сюжетным картинкам и иллюстрациями. У некоторых детей возникают трудности - они не умеют самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке. Ребенок, как правило, перечисляет знакомые предметы, останавливается более подробно на отдельных ее частях, не может связать между собой все части картины в единый сюжет.

Как же научить ребенка в семье связно рассказывать по картинке? Если в семье нет сюжетных картин, помогут родителям иллюстрации из художественных книг и открытки по содержанию художественных рассказов и сказок. Вы приобрели новую, хорошо иллюстрированную детскую книжку. Прежде чем читать ее ребенку, следует рассмотреть иллюстрации, предложить малышу составить рассказ по картинке. Но сначала надо убедиться в доступности содержания картинки ребенку, насколько она связана с его непосредственным опытом. Для этого используют вопросы, помогающие понять содержание и наталкивающие ребёнка на ответ.

Более взрослые дети, могут самостоятельно придумывать названия к картинкам, поэтому после рассказа малыша следует спросить: «Как бы ты назвал эту картинку?». Придумывая название к картине, ребенок учится обобщать свой рассказ.

На седьмом году жизни можно предложить ребенку составить свой рассказ о том, что было до того, что изображено на картине и что будет с детьми после. Если малышу трудно сделать это самостоятельно, взрослый сначала рассказывает сам. Уже в дошкольном возрасте родители должны ознакомить детей с репродукциями художественных картин: «Аленушка» В. Васнецова, «Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом лесу» и «Сосны, освещенные солнцем» И. Шишкина, «Хлеб» Т. Яблонской.

Рассказ по художественным картинам обогащает язык ребенка образными выражениями «золотая осень», «утренние лучи», «розово-красное небо», «серебристое листья», производит у детей «чувства фразы», приучает логически мыслить, последовательно и связно излагать свои мысли. Художественные картины воспитывают детей, возбуждают в них эстетические чувства, повышают общую культуру. На предложение взрослого ребенок «входит» в лес, «наслаждается» теплом и светом солнца, «слушает» птичек, «собирает» шишки, грибы, цветы и рассказывает о своих впечатлениях. К картине можно подобрать стихи, прочитать их детям. Заканчивается такое занятие рассказом взрослого, который в дальнейшем повторяется ребенком.

Например, рассказ по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»: «Утро. Еще не взошло солнышко. В городах люди еще спят, а в лесу уже проснулись и птицы, и звери. Эти медвежата спали с медведицей в чаще леса. Утренние лучи их разбудили. Они проснулись первыми и начали бегать, играть, шалить на сломанном буреломом дереве. Солнышко только взошло и освещало верхушки сосен. За деревьями начал подниматься туман. Весело запели птицы, на траве и деревьях заблестели прозрачные, серебристые капли росы. А сверху сквозь ветви деревьев просвечивало голубое небо. И небо, и деревья, и туман, и маленькие медвежата - все было такое красивое! Как хорошо, как хорошо утром в сосновом лесу».

Самостоятельные рассказы детей. Легким видом оригинального творчества для малышей является составление рассказов по опорным словам. Взрослый называет 3-4 слова и предлагает с ними составить рассказ. Например, группа слов: зима, дети, зимние развлечения. Ребенок составляет рассказ: «Наступила зима. Выпал снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах. Девочки - на санках с высокой горки. А вот вышли Аленка с Николаем, в руках у них лопаты, они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей»

Следующим этапом в обучении детей рассказывания является окончания ребенком рассказа, начатого взрослым. Начало рассказа лучше сложить так, чтобы его можно было по-разному закончить. Например: «Мальчик был в лесу, пас стадо. Вдруг услышал, как где-то поблизости заревел медведь ... Что же сделал мальчик, как ты думаешь? Расскажи, что было дальше?»

Любимым жанром детей является сказка, малыши с удовольствием передают содержание знакомых сказок, перестраивают по-своему их конец и начало. Эффективен и такой прием: отец читает начало сказки из книжки, спрашивает малыша, как бы он ее закончил, а затем зачитывает сам. Бывает, что начало сказки составляют сами родители. Например: «В глухом лесу была себе зайчиха с маленьким серым зайчонок, которое было упорным, любознательный, все хотел узнать сразу. Однажды вышел зайчик погулять, а мама-зайчиха ему и говорит: «Не ходи далеко, потому что заблудишься в лесу». Не послушал зайчик, увидел бабочку и побежал за ней в чащу леса ... Кого увидел зайчик в лесу, что с ним случилось, и как он пришел домой, ты расскажешь сам ». Дошкольник вспоминает содержание знакомых сказок, комбинирует их по-своему и составляет конец.

Значительно сложнее являются рассказы из собственного опыта. В них ребенок должен самостоятельно определить последовательность событий, вспомнить виденное и пережитое, выделить в нем главное, существенное, подобрать нужные слова. На первых этапах обучения малышу еще следует подсказывать тему и план рассказа. Темы можно предложить следующие: «Новогодняя елка», «Как ты помогаешь маме?», «Наш котенок», «Мои игрушки", "Как я отдыхал летом», «Мой старший брат» и др. В качестве примера приводим вопросы к теме «Мои игрушки»: «Какие игрушки у тебя есть?», «Где хранятся игрушки?», «Твои любимые игрушки», «Как ты играешь с игрушками?»

Дети седьмого года жизни могут рассказывать на темы, доступные этом возраста («Лес, «Река», «Весна», «Лето»...) без помощи родителей.

При систематическом обучении детей рассказывания все дети до 6-7 лет учатся связно, логично рассказывать, в понятной форме передавать свои мысли, пополняется соварный запас, развивается речь.

А. М. Богуш
"Розвиток мови дошкільників"

 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"