ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 09.06.2010
Все о методе сказкотерапии. Часть 2

Подолжение.

перейти в начало статьи
"Все о методе сказкотерапии. Часть 1"

Алгоритм дидактической сказки-задания:

    * Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

    * Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

    * Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

 

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху.

 

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

 

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

 

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

алгоритм психо-коррекционной сказки:        

 

    * В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характе

    * Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

    * Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

    * Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. “Увиденное в правильном свете, всё является благом” - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

    * Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

 

        Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину “плохого” поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если:

 

    * Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.

    * Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.

    * Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

    * Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

    * У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

 В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями. Далее, мы познакомимся с психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия.

 

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

 

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать “сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

 

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

 

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений.

 

Немало людей и специалистов задавали нам вопрос: “Как объяснить ребенку уход близкого человека? Мы не знаем, как говорить с ним о смерти!” В ответ на этот вопрос приводим здесь психотерапевтическую сказку, специально написанную для разговора мамы с пятилетним сыном, в ситуации когда семья потеряла старшую двадцатилетнюю дочь. Называется сказка “Самый важный секрет” (см. “Практикум по креативной терапии” Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Т. Грабенко)

 

Не нужно бояться рассуждать с ребенком на “взрослые” темы. Если жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, было бы странным обходить вопросы стороной. Подобное размышление – большая духовная работа, но она, поверьте, гармонизирует и состояние взрослого.

 

Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Наверное, нередко слушая рассказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы: почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить? Есть смысл в том, что происходитс ним? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации? В ответ на эти вопросы возникает психотерапевтическая сказка. Она становится посредником между нами и клиентом, защищая нас от эмоционального “заражения” его проблемой и контртрансфера.

 

В качестве примера жизненной истории, “зашифрованной” в сказке, приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова “Проклятый герцог”. Читая ее, вы сможете восстановить события жизни человека. (см. “Практикум по креативной терапии”)

 

В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное “Я” нашего клиента. Как же найти этот образ?

 

С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на наш вопрос: “В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?” Таким образом, героем сказки станет Идеальное Я нашего клиента.

 

С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае, посредством описания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почувствовали его лучшую стороны, “королевское начало”.

 

Рассказ об Идеальном Я клиента удивительным образом меняет его стиль поведения. Ведь каждому в глубине души хочется, чтобы ближний добрым глазом увидел сокровенную трепетную часть его души!

 

Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, символически отражающей переживания или события жизни клиента.

 

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача помочь клиенту принять ситуацию, разобрать в смысле происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока.

 

Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. В качестве примера мы приводим сказку, которая позволила начать процесс постепенного изменение отношения к подростку-правонарушителю среди воспитателей спецшколы (Шекснинская спецшкола, Вологодская область). Ведь если наставник продолжает видеть в подростке преступника, это мгновенно ему передается и становится серьезным барьером в процессе положительных личностных изменений. На наш взгляд, начать перестраивать это отношение, сформированное годами, нужно сказкой. Она носит название “Вор и маска”. (см. “Практикум по креативной терапии” Изд-во “Речь” (812) 323-76-70)

 

Такая сказка поможет нам лучше понять, что может произойти с нашим воспитанником, если мы выступим в роли мудрых Изготовителей Масок и создателями той среды, в которой невозможно будет ее снять. Сначала, как и в сказке, это может напрягать и беспокоить подростка. Но мы ненавязчиво создаем условия и ситуации, в которых постепенно растет социальный статус воспитанника. Постепенно формируем новый "кодекс чести" – то есть внутренний закон, который невозможно нарушать. Это становится возможным благодаря тому, что мы видим красивую маску, и именно ее хотим видеть, как бы игнорируя "истинное" (а точнее – более знакомое ребенку и окружающим) лицо.

 

Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать базовый принцип, взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: "Ты плохой и должен исправиться!" А сказка советует нам иное: "Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека – соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!"

 

К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки сложенные совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена.

 

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

 

Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

 

В системе сказкотерапии пока мы выделяем три типа медитативных сказок:

 

    * Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас". Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

      Характер этих сказок – путешествие. Сама сказка похожа на “чукотскую песню”: “Что вижу, о том и пою”.

      Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гармония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).

    * Медитативные сказки, отражающие образы "идеальных" взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.

      Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, имеющим негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не существует. Знание о том "как может быть" дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.

    * Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.

      Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, - психологи и психотерапевты потеряли свою работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классификации и появился этот вид медитативных сказок.

      Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с целью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации.

Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.

 

В качества примера медитативной сказки, помня о разговоре об обитателях волшебного мира, приводим сказку “Озеро” (см. “Практикум по креативной терапии”)

 

Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействует, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

 

Наверное, дорогие друзья, вы почувствовали, что сказкотерапия предполагает работу на ЦЕННОСТНОМ УРОВНЕ. И сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

 

Тому, как происходит работа со сказками, направлениям сказкотерапии, посвящена следующая глава. Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, могут быть поданы под разными “соусами”. Это анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановка, рисование и пр. Однако будем помнить о том, что разнообразные формы “обыгрывания” сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии – в жизненных ценностях, которые несут сказки.


Воспитание характера сказкой. Сказкотерапия

Источник: www.cka3ka-pro.ru


 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"