ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 25.05.2010
Нервная система ребёнка

Нервная система ребёнка

Проблема нервной системы ребёнка и ее работы многоплановая: биологическая, физиологическая, медицинская, психофизиологическая, психологическая. Она касается, в частности, и индивидуальных особенностей, поскольку нервная система ребёнка представляет тот природный грунт, на котором формируется индивидуальность. Поэтому родителям полезно иметь хотя некоторые сведения по этому поводу. 

 

Нервная система характеризуется определенными свойствами ее основных процессов - возбуждения и торможения. Когда человек спит, эта система находится в тормозном состоянии. Во всех остальных случаях (бодрствования) процессы возбуждения и торможения находятся в различных подвижных соотношениях. Эти процессы имеют такие свойства, как сила, подвижность, уравновешенность (по учению И. П. Павлова). Позже были обнаружены динамичность и лабильность. Все они находятся в различных связях и отношениях, образуя определенные индивидуальные структуры нервной деятельности. Понятно, что это наиболее схема. Свойства нервной системы, имеющих сложное подчинения, еще далеко не выяснены. Но есть немало данных, которые помогают понять индивидуальную картину поведения и деятельности детей. Это, в частности, данные о силе, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Вот мальчик с особой медлительностью во всем, что делает. Движения его слишком спокойны, реагирует на все с опозданием. Создается впечатление, будто он ленив,  неохотно берется за дело. Такого мнения были и его родители. Они всегда подталкивали, подгоняли сына, называли лентяем, соней, неудачником, хотя он не был в действительности таковым. У него очевидные черты малоподвижный, инертной нервной системы. Этим и объясняется опоздания его реакций, необходимость определенного времени для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на то или иное требованию взрослых. Если бы они своевременно обнаружили эту особенность поведения ребенка, то избежали бы несправедливого отношения к ней, предупредили досадные неувязки в его воспитании.

Еще один пример. Девочка растет моторной, быстрой, непоседливой. Когда есть какое-то интересное занятие, она вся отдается ему, не надоедает, не мешает другим, а когда же нет, то пустует, бегает, поднимает шум, ко всем пристает, всем доставляет хлопот, и, конечно, ей за это всегда перепадает. А дело все в том, что у девочки черты живого, сангвинического темперамента, энергии и подвижности для  которого нужен здоровый, разумный выход. Не находя его, живость, повышенная подвижность может вылиться и в недозволенное. Зная эту особенность нервной системы и принимая ее, можно легко предупредить ее негативные проявления. Для этого надо только создать условия, в которых ребенок не скучала бы, а находила для себя интересное и полезное.

Различные формы поведения, хотя бы такие, как в приведенных примерах, обусловливаются разной силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Сила этих процессов проявляется в способности нервных клеток выдерживать возбуждение, не одинаковы по продолжительности и силе. Нервная система ребёнка может быть сильной или слабой: клетки слабого под влиянием идентичных раздражителей переходят в тормозное состояние быстрее, чем сильной.

Уравновешенность нервной системы проявляется в том, что возбуждение и торможение имеют одинаковую силу. Если же один процесс преобладает - тогда они неуравновешенные.

Подвижность означает разную скорость перехода нервных клеток от возбуждения к торможению или наоборот. По этому признаку нервные процессы могут быть подвижными или инертными.

Сочетание соответствующей силы, уравновешенности и подвижности этих процессов образует определенный тип нервной системы, проявлением которого в поведении, в деятельности человека является темперамент.

Вопрос о типах нервной системы, их количестве, о «чистых» и «переходных» или «смешанные» типах, о распределении людей за ними еще недостаточно изучен. Но есть все основания говорить об индивидуальных различиях между детьми по основным свойствам их нервной системы, о важности учета этого фактора. От них зависит выбор наиболее эффективных форм работы с отдельными воспитанниками, отношение к ним и способов деятельности самих детей.

Так, малыши из слабой нервной системой наиболее продуктивно работают при четком режиме и определенном ритме работы, не допускающий переутомления. Отличаясь малой, подвижностью нервных процессов, они не могут быстро входить в новую деятельность и нуждаются в этом дополнительного времени. Для детей же с высокой подвижностью этих процессов изменение форм или видов занятий может оказаться очень желанной - она является одним из эффективных средств поддержания их внимания, интереса. Тем, у кого преобладают черты сильного, неуравновешенной системы, достаточно легко добиться нужной сосредоточенности. Но поскольку тормозные процессы в них слабее от возбуждения, им трудно переключаться с одного объекта на другой. Такое наблюдается и у малышей с сильной, уравновешенной, но малоподвижный нервной системой, хотя причиной этого является уже инертность, медлительность нервных процессов.

У детей с особенностями сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы замечается уже нечто иное. Они энергичны, непоседливые, поэтому их внимание может легко отвлекаться от основного занятия. Поэтому когда в первом случае нужно заботиться о создании условий, способствующих быстрому переключению и большей мобильности внимания, то во втором речь идет о том, чтобы ее сосредоточить, потому что дети должны быть заняты интересным для них делом, не сидеть без дела.

Особенности нервной системы ребёнка сказываются на продолжительности выполнения задач. Ребенку с подвижными нервными процессами, при прочих равных условиях, требуется меньше времени на выполнение одного и того же задания, чем той, у кого они малоподвижны, а у питомца со слабой нервной системой значительное напряжение может вызвать расстройство нервной деятельности и постоянный тормозной состояние.

Различия в свойствах нервной системы значительной степени обуславливают то, что одни и те же приемы обучения или воспитательные мероприятия неодинаково влияют на разных детей. Встречаются, например, малыши с замедленным пониманием, тугодум. Они не успевают схватывать материал, который подается в быстром темпе, не могут сразу перейти от одной мысли к другой, отвечают медленно, со значительными паузами. Причина этого - не в незнании учебного задания, не в отсутствии способностей, а в малой подвижности, инертности их нервных процессов. Бестолковыми их считают совершенно безосновательно. Создавая для их деятельности благоприятные условия, не подгоняя, не награждая оскорбительными прозвищами, можно заметить у них и незаурядные способности, и другие достоинства.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что для правильного развития, обучения и воспитания детей важное значение имеет учет наиболее существенных черт нервной системы. Но как это учитывать, как распознавать?

Сила нервных процессов, как показывают исследования, проявляется в особенностях работоспособности человека, степени ее утомляемости и различиях чувствительности. Она состоит и в различных проявлениях внимания: у лиц со слабой нервной системой посторонние раздражители отвлекают ее, тогда как у людей с сильной нервной системой те же раздражители и в тех же условиях могут даже усиливать ее концентрацию. Стойка активность, длительные и значительные усилия при выполнении работы - это признак силы процесса возбуждения; полная сосредоточенность на какой деятельности, умение без особых напряжений задерживать определенные движения, воздерживаться от нежелательных поступков означают силу тормозного процесса.

Слабость нервной организации человека, в противовес силе, оказывается в постоянной вялости и расслабленности или легкой возбудимости при быстрой утомляемости, а значит, и в сравнительно низкой производительности деятельности.

Признак уравновешенности нервных процессов - равномерность выполнения работы, выдержка, самообладание, тогда как неуравновешенность - это неравномерность, отсутствие четкого ритма работы, повышенная эмоциональная возбудимость, нервные срывы. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов проявляются лишь в динамических особенностях поведения и деятельности ребенка, в характере течения его психических процессов, в его темпераменте. Ими не определяется содержание психической деятельности, отношение к окружающей действительности, уровень развития воспитанника, богатство знаний, круг интересов и т.п. Эти факторы зависят от условий жизни и воспитания, тех общественных отношений, в которые ребенок поставлен, опыта, приобретенного в процессе индивидуального развития. Поэтому нет и однозначного зависимости между типом нервной системы и поведением малыша.

Горячность, чрезмерная эмоциональная уязвимость, невыдержанность. Они неуравновешенны, порывистые, не любят тихих и спокойных игр, претендующих у них на руководящие роли, задорные, легко вступают в конфликт с другими детьми без достаточных оснований. Это холерики.

Другие малыши легко возбуждаются, но так же легко сдерживают свои желания. Они подвижны, жизнерадостны, общительны, любознательны, легко привыкают к новым условиям. Интересным делом восхищаются, продуктивно работают над ней. Когда ее нет, начинают скучать, делаются вялыми. Это сангвиники.

Третьи неторопливо переходят от одних занятий к другим, медленно свыкаються с новым окружением. Вхождение в новую деятельность связана у них с определенными, иногда весьма значительными усилиями. Но они усидчивы, предпочитают спокойные играм, редко выходят из себя, хотя и способны на сильные чувства. Это черты флегматиков.

 У меланхоликов на почве слабости и малой подвижности нервных процессов развиваются такие качества, как застенчивость, осторожность, нерешительность, неверие в свои силы. Они глубоко переживают изменения окружения, хотя в обычных условиях могут быть замечательными тружениками.

Как видим, каждый темперамент имеет и положительные, и отрицательные черты. Активность, энергичность, страстность холерика, подвижность, эмоциональность, жизнерадостность сангвиника, сдержанность и медлительность флегматика - глубина и устойчивость чувств меланхолика - это положительные качества, и на них следует опираться в работе с детьми. А такие черты, как невыдержанность или вспыльчивость холерика, легкомысленность и непостоянство сангвиника, инертность и вялость флегматика, замкнутость и чрезмерная застенчивость меланхолика, явно негативные и учет их поможет правильно управлять развитием и воспитанием детей.

Таким образом, неправильно было бы оценивать одни темпераменты положительно, другие же негативно. Это касается, в частности, слабого типа, которому свойственна именно слабость нервных процессов. Слабость нервных клеток обусловлена их высокой чувствительностью. Поэтому с психологической и педагогической точек зрения слабая нервная система не может рассматриваться как «плохая». Две противоположные нервные системы - это не разные уровни ее совершенства, а разные ее типы, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны и, следовательно, требует индивидуального подхода. Это же касается подвижной и малоподвижной, уравновешенной и неуравновешенной нервных систем.

Общие свойства нервной системы и особенности ее функционирования общие для всех возрастных этапов развития человека. Но дошкольный возраст занимает в нем особое место. Хотя нервная система анатомически в основном сформирована уже у новорожденного ребенка, она продолжает развиваться и совершенствоваться в раннем и в дошкольном возрасте. С большой интенсивностью этот процесс происходит у детей - дошкольников. У них чрезвычайно подвижными становятся ориентировочные реакции (рефлекс «что такое?», по выражению И. П. Павлова), увеличивается фонд временных нервных связей, образуются сложные условные рефлексы, в частности реакции на словесные раздражители, усиливается регулирующее влияние коры больших полушарий головного мозга на работу низших отделов нервной системы. Однако процессы торможения формируются позже процессов возбуждения: в поведении дошкольника частое явление - чрезмерное распространение возбуждения (неудивительно, что ребенка четырех-шести лет нелегко успокоить, когда он уже разошолся). И вообще его нервные процессы еще не настолько устоявшиеся и окрепшие, чтобы выдерживать значительные нагрузки, а нервная система еще довольно хрупкая и требует усиленного ухода - как, скажем, физического, так и прежде психологического, хотя о нем как раз меньше всего заботятся.

Действительно, какие психические нагрузки может выдержать нервная система ребёнка? Однозначного ответа на это нет. Что выдержит семилетний, того не сможет четырехлетний. Кроме того, с развитием нервной системы в ней все больше проявляются черты своеобразной организации, состоящие индивидуально-типологические особенности нервной деятельности. В «дозировке» психического нагрузки и следует исходить из этих конкретных особенностей, не забывая, что, независимо от них, нервную систему малышей надо и закалять, и одновременно оберегать.

Небезразлично, чем питается ум ребенка, сколько впечатлений у него откладывается ежедневно и ежечасно, может ли он их как-то «переделать». Избыточность здесь вредна так же, как и мало познавательной информации. И конечно же небезразлично, какие и какой силы раздражители действуют на его эмоциональную сферу, с какими трудностями он встречается, какие требования относятся к нему. Речь идет в целом об оптимальной  нагрузке на нервную систему, которое обеспечивает нормальные обменные процессы в нервных клетках.

Особого внимания требуют дети с ослабленной нервной системой. Преимущественно те, которые перенесли какие-то  заболевания или испытали психические травмы. Реакции таких малышей часто не соответствуют раздражителям, которые их вызывают. Они могут без всякой причины капризничать, при малейшем возбуждении им трудно успокоиться, у них обостряется упрямство т.д. Понятно, что с ними надо быть особенно осторожными. Главное в таких случаях - ровное, спокойное отношение старших. Поскольку нервное ослабления - явление временное, оно исчезает тем быстрее, чем меньше напоминает о себе как взрослым, так и самому ребенку. Следовательно, недопустимо любым способом заострять на этом внимание. Есть и другая опасность, которой подчас не могут избежать родители. Им жаль своего отпрыска, они изо всех сил угождают ему, потворствуют всем прихотям - одним словом, приспосабливаются к слабой нервной системы и таким образом тормозят ее восстановление, закрепляют у ребенка болезненную чувствительность и связанные с ней недостатки.

Значительное ослабление нервной системы ребёнка может вызвать функциональные расстройства нервной деятельности и временные задержки или отставания в психическом развитии. Симптомами таких расстройств, обуславливающих отставание детей от определенной нормы, есть стойкое чрезмерное возбуждение, нарушение сна, речи, координации движений, страх, подавленное состояние т.д.

Временные задержки в психическом развитии - явление не массовое. Кроме того, они со временем исчезают, поэтому и называются временными. Но это не должно успокаивать. В отношении детей с таким пороком возможны две ошибки. С одной стороны, их считают неспособными или лентяями и соответственно относятся к ним, то есть не видят настоящей ущербности, неполноценности. Замедленный темп продвижения в психическом развитии вообще и в овладении отдельными видами деятельности частности сравнению со средним или высоким темпом может быть обусловлен малоразвитыми способностями, ограниченностью знаний, умений и навыков, низкой мотивацией обучения, ленью. У детей же, о которых идет речь, он ограничен именно расстройствами высшей нервной деятельности, и очень важно поставить именно-этот, а не какой другой диагноз. Другая опасная ошибка заключается в том, что их квалифицируют как умственно отсталых и отправляют в специальные школы. Для детей с временным отклонением в развитии созданы отдельные классы в общеобразовательных школах, где они имеют возможность подтянуться под руководством опытных педагогов в условиях целенаправленной индивидуальной работы с каждым.

Замедленный темп продвижения в обучении названных индивидов связан с их умственным развитием. Однако он иногда обуславливается и эмоционально-волевыми нарушениями: низкой настойчивостью, отсутствием необходимых для деятельности волевых и эмоциональных ресурсов или повышенной эмоциональностью и реактивностью. Потому не только умственные, но и другие психические качества следует иметь в виду при изучении таких детей. Только знание истории их развития, выяснения причин задержек помогут найти эффективный индивидуальный подход к ним.

Б.Ф. Баев
"Знаете ли вы своего ребенка?"

 

 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"