ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 10.03.2012
Сказкотерапия как способ оздоровления детей дошкольного возраста
Постановка проблемы. Как медиков так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодня в дошкольном возрасте количество практически здоровых детей составляет всего 3 -4. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число врожденных аномалий речевых расстройств у малышей т. д. Причин роста патологии множество. Прежде всего это плохая экология, несбалансированное питание, информационные и нейропсихическая перегрузки и наконец снижение двигательной активности, которая является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и безусловно является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как средство оздоровления, этим можно объяснить высокую эффективность самих методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Цель статьи - освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций. Доказано что физические упражнения существенно влияют на повышение эмоционального тонуса детей дошкольного возраста. Во время занятий по физической культуре у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизувальним фактором, а также средством оздоровления и всестороннего гармоничного развития ребенка. Эффективность выполнения дошкольниками физических упражнений значительно улучшается, если их выполнение происходит на позитивном эмоциональном фоне, которое в частности может обеспечить использование фольклорных произведений. Научно доказано что фольклор является одним из самых влиятельных средств разнообразия процесса физического воспитания путем нахождения новых форм развития творчески двигательной инициативы детей. Однако включение фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения следующих требований. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения,а иностранные языки, прибаутки загадки, сказки, считалки скороговорки и т. п. отвечать возрастным особенностям. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости движений. Незаурядное значение приобретает яркое и образное выполнение детьми движений. Педагог должен учитывать с одной стороны развивающий характер учебного материала, а с другой его национальный колорит.  Известно что основной формой организованного физического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях есть физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детьми на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражению, под названием например Колобок, дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения. Красивая лиса - ходьба с гордой осанкой. Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и более сложных упражнений, выполнение которых способствует решению задач двигательного развития дошкольников.
Рассмотрим более подробно виды фольклорных занятий по физической культуре. Творческо- двигательные занятия основанные на одном из видов устного народного творчества - иностранные языки в загадках, сказках. При проведении физических упражнений целесообразно использовать 4-5 потешек - загадок двигательного характера, а также сюжет одной или двух сказок дополняя их  загадками.
Сюжетные физкультурные занятия с добавлением элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме двигательного рассказа или сказки. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных мимических и пантомимические упражнений? инсценировок и игр драматизаций. Дети выполняют различные роли подражая или копируя действия человека,, изображая животных, птиц и т. д. Музыкально ритмические занятия основанные на  народных песнях и танцах, играх и хороводах. Игровые физкультурные занятия построенные на  народных подвижных играх. Традиционные занятия с использованием элементов фольклора, которые оживляют процесс обучения разнообразят его. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора. Кроме указанных форм работы фольклорные произведения целесообразно включать как к физкультурно оздоровительной работы так и к активному отдыху детей. Бесспорно каждый из указанных видов занятий включает в себя элементы сказкотерапии. Сказкотерапия является достаточно давним психолого- педагогическим методом. Знания о мире, философию жизни испокон веков передавались из уст в уста, а также записывались, каждое поколение перечитывали и усваивали их. Сегодня под термином сказкотерапия понимается способ передачи знаний о духовном воспитании и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют системой воспитания созвучным духовной природе человека.
Ученые выделяют такие четыре этапа развития сказкотерапии.
Устное народное творчество Начало этого этапа в глубине веков, но процесс устного, а позднее и письменного творчества продолжается и поныне.
Сбор и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом глубинном аспекте связано с именами К. Юнга и Б.Беттельхейма, В. Пропп и др.
Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как органической человеческому восприятию воспитательной системы проверенной многими поколениями наших предков. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется 5 видов сказок.
Результаты исследования. Довольно интересны программы развития обучения и воспитания дошкольников объединяющих сказкотерапию с нетрадиционными методами укрепления физического здоровья детей в частности с футболом. Эти программы в первую очередь способствуют коррекции не только психомоторного, но и языкового, эмоционального а также общего психического развития детей дошкольного возраста. Достаточно актуальными сегодня являются такие методы и приемы, способствующие максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия - зрение, слух,осязание, обоняние и переработке полученной информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитбол, высокая эффективность которой была определена в процессе многолетнего применения в работе с дошкольниками. Гимнастика с использованием фитбола принадлежит  одному из видов фитнес гимнастики. Мячи различной упругости, размеров, веса используются сегодня как в спорте, так и педагогике и медицине. Мяч имеет определенные свойства, применение которых целесообразно для решения оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это его размер, цвет, запах, а также особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов которые включаются упражнения за мячом усиливает эффект занятий. Кроме того мячи имеют ванильно конфетный запах поэтому дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах. Мячи могут быть не только разного размера и цвета. Ведь известно что цвета по разному влияют на психическое состояние и физиологические функции организма человека. Теплый цвет - красный, оранжевый повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Фитбол таких цветов выбирают активные дети с холерическим чертами. Холодный цвет - синий, фиолетовый успокаивает. Его избирают дети с флегматичным чертами, спокойные, инертные. Желтый и зеленый цвета способствуют проявлению выносливост.и Итак с помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние. Кроме этого мячи позволяют индивидуализировать оздоровительно образовательный процесс в дошкольном учебном заведении. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают мышечный корсет, но главное формируют навыки правильной осанки. Занятия по фитбол целесообразно проводить как индивидуально так и с группой детей. Необходимо помнить что эти занятия для дошкольников - сказка. Действительно, упражнения повторяющиеся на многих занятиях быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки. Фитбол сказки могут быть либо частью занятия по физической культуре или самостоятельные занятия когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее обученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Приводим пример одной из фитбол сказок. Серая звездочка. Жила на свете лягушка неуклюжая и некрасивая. Но к счастью, она не знала ни о том что такая некрасивая ни о том что она жаба. Жила она в саду и ее очень любили и деревья и кусты и цветы. Когда она впервые пришла в сад цветы спросили как ее зовут. А лягушка этого не знала. Цветы обрадовались и решили сами выбрать для нее имя. Можжевеловый куст склонил свои веточки, прислушался к их разговору шурхнув ними зашатался и сказал: Раз ее глаза сияют как солнышко, значит и называть ее солнышком. Но тут прилетела маленькая пчелка и пообещала придумать что нибудь более интересное, пчелка собрала нектар и улетела в улей думать. Проползала мимо ящерица, а вы знаете что жабы и ящерицы дальние родственники и сказала что ее родственница не любит солнца и гуляет ночью.  Тогда цветы решили дать жабе ночное имя - Звездочка. Однако жаба была серой поэтому ее и назвали Серой Звездочкой. Цветы ее очень любили. Ведь только она появлялась, прожорливые жуки разбегались в разные стороны. А маленький паучок который тоже помогал цветам и ловил жуков сказал что они очень схожи с лягушкой потому что оба серые.  Однажды на красивый цветочек напали гусениц, они ползли по нежным стебельках, грызли листочки и задирали головки, хвастаючись друг перед другом.  Конечно же Серая Звездочка быстро с ними покончила и цветочек благодарно покачала ей своей прекрасной головкой. Услышала об этих событиях старая змея. Она давно жила на свете, но не слышала чтобы жаба дружила с цветами. Приползла она в сад подняла голову и стала смотреть и слушать. А потом спокойно в свой лес поползла поняла что в этом саду все в порядке Она даже позавидовала Серой звездочке ведь змею саму никто так не любил. Но было одно существо ненавидящая Серую Звездочку, хотя та никого не обижала. Это была очень хорошая бабочка которая считала, что цветы должны любить только её, ведь она такая красивая бабочка. Решила бабочка погубить Серую Звездочку. Увидев однажды мальчика с палкой и начала вокруг него летать. Бабочка хотела, чтобы мальчик гоняясь за ней увидел лягушку и убил ее палкой. К сожалению мальчик был не очень умен, он замахал палкой и закричал. Бей противную жабу. Но в жабу он не попал так как куст розы закрыл ее ветками. Серая Звездочка очень переживала что оказалась противной жабой, но цветы стали ласково называть ее Звездочкой и она успокоилась. Ведь действительно, если ты все делаешь хорошо то совершенно неважно что скажет о тебе какой мальчишка.
Во время рассказывания сказки педагогом дети на фитбол согласно сюжету сказки превращаются то в жабу, то в змею, то в бабочку, то в другое существо, которое действует в сказке. Бесспорно это в значительной степени повышает интерес дошкольников к физическим упражнениям и одновременно способствует их морально-этическому воспитанию.

 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"