ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 30.09.2011
Нервно-психическое развитие ребенка. Органы дыхания

Нервно-психическое развитие ребенка происходит под влиянием окружающей среды. Моторное и психическое развитие тесно взаимосвязаны. Умственное развитие ребенка, его способность познавать окружающий мир во многом зависят от умения передвигаться в пространстве и активно взаимодействовать с окружением. Поэтому статокинетического развитие целесообразно рассматривать вместе с психическим, объединив их понятием нервно-психического развития.

У новорожденных преобладает талашшалидарний уровень управления движениями, рефлекторной деятельности. Движения  нескоординированные, рефлекторно-стереотипные, их можно сравнить с плавательными движениями. Новорожденный ребенок кажется совсем беспомощной, его существование очень зависит от ухода матери. Однако сразу после рождения функционируют безусловные рефлексы, они и обеспечивают существование ребенка. Хорошо выражены сосательной, глотательный и защитный рефлексы. Если новорожденного положить лицом на подстилку или подушку, он поворачивает голову набок, обеспечивая себе свободное дыхание. При поражении центральной нервной системы (ЦНС) во время беременности или родов эти рефлексы могут отсутствовать или подавлены, такие дети нуждаются в очень внимательном наблюдении. Из других безусловных рефлексов наибольшее практическое значение имеют:
а) ладонно-ротовой рефлекс - открывание рта при надавливании на возвышение большого пальца;
б) хватательный рефлекс - застревание и прочное удержание предмета при прикосновении ним к поверхности ладони;
в) охватывающий рефлекс (Моро) - охватывающего движения руками (от разведения плеч при внезапном забросе головы, похлопывание по ягодицам или подстилке, на которой лежит ребенок, при разгибании бедер;
г) автоматическая походка: если ребенка поддерживать под руки, поставить на столик и наклонить вперед, то она «шагает»;
д) рефлекс ползания: если дотронуться ладонью до подошв поверхности стоп новорожденного ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ножками от ладони, то есть «ползет».
Здоровому новорожденному ребенку присущ симптом Бабинского, который в течение первых двух лет меняется подошвенным рефлексом. У новорожденного можно вызвать сухожильные рефлексы, которые подавляются во сне.
Для новорожденного ребенка характерна физиологическая мышечная гипертония. Преобладает тонус сгибателей, конечности находятся в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки, которые время от времени должны раскрываться. Новорожденному ребенку свойственны чувство осязания, обоняния и вкуса. Он различает яркий свет и тьму, реагирует на громкие звуки. Первые три чувства, как более древние, развитые лучше до момента рождения. Новорожденный ребенок почти все время спит, просыпаясь в основном в периоды кормления.
Между первым и вторым месяцами жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, поднимать голову, лежа на животе, издает неопределенные звуки (агукает), начинает улыбаться, спит около 20 часов в сутки.
В 3 месяца ребенок обычно следит глазами и головой за подвижным ярким предметом, поворачивает ее в направлении звука, хорошо удерживает голову в вертикальном положении, поднимает ее вместе с грудью, лежа на животе. В это время формируются условные рефлексы. Ребенок открывает рот, когда видит материнскую грудь или бутылочку вместо беспорядочного искания груди ртом. Исчезают примитивные безусловные рефлексы новорожденного: ладонно-ротовой, хватательный, охватывающий рефлекс Моро, рефлекс ползания. На смену хватательного рефлекса приходит волевой захват  предмета кистью.
В 4-5 месяцев ребенок все увереннее захватывает предметы и тянет их в рот. В 6 месяцев он хорошо узнает мать, умеет неплохо сидеть без поддержки, пытается самостоятельно садиться. С начала второго полугодия он начинает произносить отдельные слоги: «ма», «ба», затем повторять их: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «та-та-та» и т.д.. , а также простые, часто употребляемые слова, не понимая их значения.
В 8 месяцев ребенок встает, цепляясь за барьер, в 10-12 месяцев начинает сначала с поддержкой, а затем самостоятельно ходить, после 10 месяцев - понимать значение простых слов. В летнем возрасте он имеет запас примерно из 7 слов, некоторые предметы называет упрощенным словам (например, корова - «му»). Годовалый ребенок спит 15-16 часов в сутки.
На втором году жизни ребенок начинает ходить более уверенно, постепенно расширяет свой словарный запас. Он учится рисовать, выполнять простые практические манипуляции, приучается к опрятности, начинает играть мячом, подчиняется требованиям взрослых. Появляется потребность в общении с другими детьми.
На третьем году жизни ребенок разговаривает простыми фразами, начинает задавать вопросы «что это?». С 3 до 5 лет он ставит также другие вопросы, помогающие ориентироваться во времени и пространстве: «где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда»?. Почти одновременно, иногда позже, дети начинают задавать вопрос «почему», находить причинно-следственные связи между отдельными явлениями, часто наивные «ветер дует потому, что качаются деревья»). В 2-3 года ребенок знает свои имя и фамилию. С 3 лет у него появляется сознание собственного «я», проявляется упрямство, которое нельзя «переламывать» силой. Надо последовательно, ласково убеждать ребенка, не теряя при этом выдержки и терпения. В дошкольном возрасте дети любят играть в различные игры, в процессе которых у них проявляется живая, богатая фантазия. К концу дошкольного возраста большинство детей умеют читать и считать до 10. В 6 лет дети начинают свой внутренний мир приспосабливать к реальной действительности. До 6-7 лет они еще не могут долго концентрировать свое внимание на определенном задании, плохо усваивают абстрактные понятия. Эти возможности развиваются в 6-7 лет, поэтому именно тогда целесообразно начинать занятия в школе. В младшем школьном возрасте движения детей координированные, точные, экономные, двигательное развитие достигает высокой степени. В среднем и старшем школьном возрасте проявляется высокая способность к усвоению знаний, овладение навыками. В дошкольном возрасте дети спят 12-14 ч в сутки, в школьном зависимости от возраста, 11-8 ч в сутки.
Определенным образом на процессе развития сказывается период полового созревания. Появляется сексуальное влечение к лицам противоположного пола, подростки проявляют склонность горячо влюбляться. Они начинают критически относиться к авторитетам, в частности родителей и своих учителей. У них возникает стремление к самоутверждению, в части - неуверенность в своих силах, которая может иногда компенсироваться внешней самоуверенностью, дерзкой, вызывающей поведением. Подростки любят собираться компаниями, в них определяются свои лидеры. Растет заинтересованность литературой, искусством. Отчетливее проявляются определенные склонности и способности. В этом возрасте взрослые, занимающиеся воспитанием подростков, должны умными советами, личным примером направлять их энергию, стремление к самостоятельности в нужное русло.
Следует отметить, что темпы и сроки нервно-психического развития у детей имеют индивидуальные отклонения. Они во многом зависят от условий воспитания ребенка, ухода за ним, общения со взрослыми и другими детьми. Однако существенная задержка сроков нервно-психического развития должна всегда настораживать и вызывать подозрение относительно повреждения ЦНС. Следует помнить, что за опоздания нервно-психического развития могут возникать не только заболевания нервной системы, но и другие болезни (рахит, гипотрофия, инфекционные заболевания), течение которых тяжелое и длительное.


Органы дыхания


До верхних отделов органов дыхания относятся нос, полость носа из околоносовых пазух, носовая часть глотки, гортань, к нижним - трахея, бронхи, легкие.
Наружный нос относительно небольшой, с узкими носовыми ходами. У новорожденных и детей первых месяцев жизни нижнего носового хода нет, он формируется только до 4 лет, а ходы достигают полного развития раза до 3 лет. Слизистая оболочка полости носа покрыта мерцательным эпителием, нежная, богата на кровеносные сосуды. Даже небольшая гиперемия вызывает у маленького ребенка сужение носовых ходов, затрудняя носовое дыхание и сосание груди. Приносим пазухи (решетчатая и верхнечелюстная) у младенцев развиты слабо, а лобной и клиновидной нет. Со второго года жизни эти пазухи постепенно увеличиваются и начинают развиваться. В функции околоносовых пазух принадлежит согревания воздуха, вдыхаемого и защиту от вредных воздействий. Поскольку в раннем возрасте они недостаточно развиты, воспалительный процесс с носа и носовой части глотки редко переходит в лобовую, клиновидную и верхнечелюстную  пазухи.
Глотка у ребенка раннего возраста относительно узка и мала. Слуховая труба, соединяющая носовую часть с барабанной полостью, короткая и широкая, имеет более горизонтальное направление, чем у взрослого, что способствует проникновению инфекции из носовой части глотки в полости среднего уха. Этим объясняется частота его поражения при заболеваниях верхних дыхательных путей у детей.
В глотке имеются глоточное лимфатическое кольцо, которое у новорожденного выраженное слабо: небные миндалины лежат глубоко между скобками и заметные при осмотре зева только в конце первого года жизни, они имеют малое количество сосудов. По строению миндалины подобные лимфатических узлов, с возрастом они увеличиваются. Наибольшего развития лимфоидная ткань достигает в 4-10 лет, а в 14-15 лет происходит обратное развитие миндалин, которые выполняют защитную функцию. При попадании микроорганизмов лимфоидная ткань разрастается. Часть микроорганизмов погибает, а часть остается, находя питательную среду в глубоких заливах (лакунах), и приводит в некоторых детей хроническое воспаление миндалин (хронический тонзиллит). С увеличением небных миндалин наблюдаются частые ангины, катары носовой части глотки. В раннем возрасте разрастания горлового (аденоидного) миндалины может привести к закрытию задних носовых отверстий (хоан) и затруднение носового дыхания.
Гортань у детей раннего возраста имеет воронкообразная форму и относительно длиннее, чем у детей старшего возраста. Просвет ее узок, хрящи податливые, слизистая оболочка нежная, богата на кровеносные сосуды. Голосовая щель узкая и короткая, через что сужение ее (стеноз) наблюдается даже при незначительном воспалении слизистой оболочки гортани.
Трахея в первые месяцы жизни имеет воронкообразная форму, узкий просвет. Хрящи ее мягкие и податливые. Трахея фиксированная слабо, слизистая оболочка нежная, богата на кровеносные сосуды. Она имеет небольшое количество слизистых желез, что объясняет ее сухость. Это способствует развитию в ней воспалительных процессов и возникновению стеноза. Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна развиты слабо, слизистая оболочка богата сосудами, сухая. Правый бронх занимает почти вертикальное положение, является как бы продолжением трахеи, левый отходит под углом.
Легкие. Заделки легких начинается с 4-й недели эмбрионального развития в виде стенки кишки с постепенным разделением ее на две части и появлением зачатков бронхов. Три доли правого легкого и две левой появляются на 2-м месяце внутриутробного развития. С терминальных бронхиол образуются дыхательные бронхиолы И порядке, а эти, в свою очередь, делятся на дыхательные бронхиолы II и III порядка. Основной структурной единицей у ребенка есть ацинус, состоящий из группы альвеол (20-25), дыхательных бронхиол I, II и III порядка.
Кровеносные и лимфатические сосуды, капилляры, нервные сплетения находятся в межуточной ткани, которая плотно прилегает непосредственно к альвеол. В утробном и раннем детском возрасте в ней преобладает рыхлая соединительная ткань, эластичный каркас развит слабо. Этим можно объяснить склонность детей раннего возраста к ателектазов (спадение альвеол), особенно в заднеенижних отделах легких, которые плохо вентилируются. После рождения происходит созревание и формирование дыхательных альвеол и эластичной ткани. Легкие имеют частичную и сегментарную строение. В правом легком е 10 бронхолегочных сегментов, в левом - 9. Между частицами легкого является щели. В правом легком большая, или главная, коса щель отделяет верхнюю и среднюю доли от нижней, а малая горизонтально-верхнюю часть от средней. В левом легком есть только одна щель.
Корень легкого - это крупные бронхи и сосуды, много лимфатических узлов, которые связаны с другими лимфатическими узлами легкие и легко увеличиваются при воспалительных процессах.
Плевра. Один из листьев замкнутого серозного мешка покрывает непосредственно легкого (его называют легочной плеврой), второй выстилает стенки грудной полости (это пристеночная плевра). В плевральной полости имеется небольшое количество серозной жидкости. Плевра у новорожденных и грудных детей очень тонкая и поэтому смещается при глубоких дыхательных движениях и накоплении жидкости. Плевральный мешок больше, чем легкое, и имеет запасные пространства-закоулки (синусы). Накопление жидкости в плевре у ребенка раннего возраста вызывает смещение органов средостения, прежде сердца.
Средостения включает сосуды, нервные стволы, лимфатические узлы, соединенные между собой нежной рыхлой клетчаткой. Спереди средостение ограничено грудиной, сзади - телами позвонков (I-XI грудных), снизу - диафрагмой. Средостение условно делят на переднее (верхнее и нижнее) и заднее. В верхнем средостении находятся загрудинная железа, восходящая дуга аорты и нервы, в нижнем - сердце, сердцевина (перикард), сосуды, нервы, в заднем средостении - нервы и часть пищевода.
Грудная клетка у новорожденного ребенка и до 2 лет имеет бочкообразную форму (поперечный размер почти равен переднезаднем). Ребра отходят от позвоночника под прямым углом, как при вдохе и дыхание осуществляется вследствие опускания диафрагмы вниз. Диафрагма у младенца находится относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые, поэтому у новорожденных дыхание поверхностное. Метеоризм, заглатывание воздуха, увеличение печени ухудшают вентиляцию легких.
Физиологические особенности дыхания у детей
Анатомические особенности органов дыхания и грудной клетки вызывают у младенцев поверхностный характер дыхания, его большую частоту, аритмию, неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом. Глубина дыхания (абсолютная емкость), т.е. количество воздуха вдыхаемого, у новорожденного значительно меньше, чем в последующие периоды детского возраста и у взрослых. С возрастом емкость дыхательного акта увеличивается. Частота дыханий у ребенка тем выше, чем она меньше.
У детей раннего возраста потребность в кислороде велика (повышенный обмен), поэтому поверхностный характер дыхания компенсируется его частотой. Новорожденный ребенок находится как бы в состоянии постоянной одышки (физиологическая одышка новорожденных)?

Ускорение дыхания у ребенка нередко возникает, когда он кричит, плачет, при физическом напряжении, насморке, бронхите, воспалении легких. Минутная емкость дыхание - это емкость дыхательного акта, умноженная на частоту дыхания. Она показывает степень насыщения кислородом легких. Абсолютная величина ее у ребенка меньше, чем у взрослого.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, максимально выдыхаемого после максимального вдоха. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек.
Определение ЖЕЛ возможно у детей с 5-6 лет с помощью спирометра. Определяют максимальное количество выдыхаемого в трубку спирометра после максимального вдоха. С возрастом ЖЕЛ увеличивается, возрастая также в результате тренировок.
Относительная минутная емкость дыхания (на 1 кг массы тела) вследствие учащенного дыхания у детей значительно больше, чем у взрослого; от рождения до 3 лет - 200 мл, в 11 лет - 180 мл, у взрослого - 100 мл.
Тип дыхания у новорожденного и ребенка на первом году жизни диафрагмальный, или брюшной, с 2 лет дыхания смешанное - диафрагмально-грудное, а с 8-10 лет у мальчиков брюшное, у девочек грудное. Ритм дыхания у детей раннего возраста неустойчив, паузы между вдохом и выдохом неравномерные. Это связано с незавершенным развитием дыхательного центра и  повышенной возбудимостью вагусных рецепторов. Дыхание регулируется дыхательным центром, в который поступают рефлекторные раздражения от ветвей блуждающего нерва. Возбудимость дыхательного центра регулируется корой большого мозга и степенью насыщения крови углекислотой. С возрастом корковая регуляция дыхания совершенствуется.
Газообмен в легких младенца энергичнее, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Он состоит из трех фаз: 1) внешнего дыхания - обмена через альвеолы
​​легких между атмосферным воздухом (воздухом внешней среды) и легочным воздухом, 2) легочного дыхания - обмена между воздухом легких и кровью (связано с диффузией газов) 3 ) тканевого (внутреннего) дыхания - газообмен между кровью и тканями.
 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"