ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
067  948 99 47


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Мышление, Математика и логика
Творчество и музыка
Окружающий мир
Деревянные игрушки ТМ Creative studio
Эмоциональный интеллект и воспитание сказкой
Развивающие обучающие игры
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры и рабочие тетради "Банда умников" (от 3 лет)
Рабочие тетради "Я могу"
Нейропсихология.Игры и тетради
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Игры развития речи КУЗЯ ТУТ
Настольные игры BONDIBON SMARTGAMES и Магнитные конструкторы BONDIBON SMARTMAX
Развивающие игрушки Mideer
Ароматные книги из Щвейцарии
Развивающие тетради "Как здорово"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Настольные обучающие игры "Стиль жизни", "Простые правила"
Детские книги издательства Malamalama
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 19.02.2011
Формирование речи ребенка

Кроме голосовой речи, человек может общаться с себе подобными языком жестов, прикосновений, мимики. Младенцы очень быстро овладевают именно этим языком. Обычную же речь ребенок активно осваивает лишь в конце второго — начале третьего года жизни. Если в должное время этого не происходит, ребенок, не имевший опыта речевого общения, теряет такую возможность навсегда. Скажем, дети-«маугли», вернувшись в мир людей, так и не начинают говорить и не становятся людьми в полном смысле этого слова.


Сенситивный, критичный период освоения речи — все дошкольное детство, но основной «фундамент» языка закладывается уже на первом году жизни.


По порядку
Удивительно, но в овладении языком дети разных стран и континентов с поразительной универсальностью используют одну и ту же хронологию и последовательность усвоения звуков родной речи.
Развитие детской речи до трех лет традиционно делится на три основных этапа:
1) доречевой этап (первый год жизни), разделяемый, в свою очередь, на период гуления и период лепета;
2) этап первичного освоения языка (дограмматический) на втором году жизни;
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни).
От первого крика...


Самовыражение через звук начинается у ребенка не с первого слова, а с первого крика. Древние авторы придавали первому крику новорожденного особое, почти мистическое значение. Гегель толковал первый крик новорожденного как выражение его истинной природы — повелителя мира. По И. Канту, в первом крике выражается протест против стесненности свободы, невозможности двигаться. Физиологические объяснения первого крика появились гораздо позже; сейчас его считают рефлекторной реакцией на «запуск  в работу» многих систем организма и переход ребенка в новую среду.


Поначалу плач так и остается рефлекторной реакцией, и лишь позже в нем появляются оттенки, связанные с конкретными эмоциональными состояниями младенца. Некоторые ученые считают началом такой «специализации» возраст 3 недели, другие — 7 недель. Но уже у месячных малышей легко различить разные оттенки плача.
По акустическим характеристикам специалисты выделяют множество типов плача. Во всех этих непохожих звуковых реакциях участвуют разные отделы артикуляционного аппарата, различен и «рисунок» дыхания.


В голосовом диапазоне младенцев преобладают высокие частоты, которые совсем не характерны для речи старших детей и взрослых. Именно потому  позывные, подаваемые детенышами, не терялись в общей звукосреде и легко распознавались взрослыми. С другой стороны, каждый младенец поет «свою песню», у каждого свой тембр голоса. Крик малыша — особый сигнал для его мамы; стоит женщине услышать жалобные или призывные крики своего малыша, как у нее в крови повышается уровень гормона окситоцина и из груди начинает выделяться молоко…


Ребенок быстро усваивает, что плачем можно привлечь внимание взрослых, и вовсю пользуется этим открытием. Позже добавляется требовательный крик — единственный способ крохи заявить о своих потребностях, активно воздействовать на внешний мир. Не оставляйте без ответа его сигнал «требую внимания»! Когда появляется социальная форма плача, достоверно не установлено. Некоторые исследователи называют возраст 4–5 недель, другие — 6 месяцев.
Неравнодушны груднички и к звуковым позывным своих «коллег». Так, в детском отделении роддома или поликлинике плач одного «крикуна» быстро заводит остальных. Мамам близнецов редко приходится успокаивать одного плачущего ребенка — стоит расстроиться одному, как его тут же  поддерживает второй. С другой стороны, американские исследователи Мартин и Кларк утверждают, что если плачущему малышу дать прослушать запись его собственного плача, он успокаивается и начинает внимательно прислушиваться. Причины этого явления остаются для них загадкой.


Гули-гули…


На третьем месяце жизни малыши делают первые попытки вести беседы. Чаще всего — сами с собой, и вид у них при этом очень глубокомысленный. Процесс этот называется гулением. Звуки гуления — это гласноподобные, но иногда встречаются и «призвуки» — гортанные («к», «г», «х») согласные.
Несмотря на то, что в гулении младенца взрослое ухо может уловить сходство со звуками речи, все же это — просто результат случайного стечения обстоятельств: определенного положения языка, гортани, других органов, которые в этот период начинают активно работать.
Со временем арсенал используемых согласных звуков расширяется, в звуковых «кружевах» трех-четырехмесячного крохи появляются слогоподобные участки, а также часто повторяемые пассажи. Так постепенно гуление сменяется лепетом.


Лепет: пра-язык


Звуковой состав лепета крайне разнообразен, причем в нем встречаются звуки, которых в родном ребенку языке и вовсе нет! Так что и гуление, и лепет можно считать настоящим эсперанто — дети, принадлежащие к разным языковым группам, произносят совершенно одинаковые звуки. Это доказывает, что от рождения человеку даются способности к усвоению любого языка мира, и лишь от окружения зависит «построение» артикуляционного аппарата, характерное именно для того языка, на котором говорят близкие ребенку люди.
Известно также, что некоторые звуки детям осилить трудно, независимо от их языковой принадлежности, — «с», «з», «р», «ф». Они почти не встречаются в спонтанном лепете ребенка, и от взрослых порой требуется много терпения, чтобы помочь ребенку освоить их.


Уроки родного языка для самых маленьких


Итак, на первом году жизни, чтобы помочь малышу в овладении речью, надо как можно больше с ним разговаривать.
Уже на втором месяце младенцы начинают повторять движения губ взрослых, чаще и охотнее всего — матери. Попытайтесь «разговорить» его! Внимательные мамы замечают, когда малыш делает такую попытку, и с радостью повторяют ему то самое слово, которое он хотел сказать. Обращаясь  к подросшему ребенку, поворачивайтесь к нему лицом. Так малыш сможет наблюдать за движениями ваших губ и пытаться их повторять. Это и есть первые уроки родного языка.
Представьте себе, младенцы — самые благодарные слушатели! Малыш готов слушать не только о том, как вы его любите (не улавливая смысл сказанного вами, он безошибочно уловит интонацию), но и комментировать все свои действия: как вы готовите обед, потом собираетесь пропылесосить. Своим детям я читала вслух свои любимые, «взрослые» стихи — и маме удовольствие, и малышу — новые впечатления.


Обращаясь к младенцу, взрослый человек неосознанно изменяет характеристики своей обычной речи. Тональность голоса значительно повышается, речь становится ритмичной, насыщенной более растянутыми гласными. Такие особенности характерны для различных языковых культур. Уже с первого месяца жизни малыши отдают предпочтение именно такой инфантилизированной речи, и оно сохраняется до 9–10-месячного возраста.


Заметьте: я говорю об интонационных изменениях голоса, а не об искажениях слов — так называемом «сюсюкании», которое порой считают самым подходящим способом разговора с младенцами. Но малыш говорит не неправильно, а упрощенно, и для правильного становления речевых функций и созревания всех речевых центров ему необходимо слышать чистую, грамматически правильную речь взрослых. Вспомните, вы вряд ли возражали, когда он делал первые попытки ползти. Теперь для него наступил черед словесных «четверенек».
Вполне допустимо и даже полезно предоставлять ребенку два варианта — взрослый и упрощенный детский: «Это кошка, она мяукает — «мяу-мяу!», «Едет поезд — «ту-ту!»; самим слова не коверкать, но стараться разобрать то, что пытается в меру своих возможностей сказать малыш.


«Голод на слова»


Со временем, примерно к 9 месяцам, звуковой состав лепета обедняется (т. е. «чужие» звуки постепенно уходят, уступая место «своим»), а слогоподобные составляющие становятся все более устойчивыми. В 10–11 месяцев малыш часто и охотно повторяет знакомые слоги «ма-ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба». Услышав отдельно сказанное «ма-ма», сложно понять, действительно ли он зовет вас или это просто случайность.


И совсем уже скоро он будет решительно требовать от родителей и близких называть ему все, что попадает в его поле зрения. Спрашивать он еще не может, и поэтому гулит «а-а-а?» или лепечет «а-ам?», но всегда с вопросительной интонацией, которую ухо взрослого улавливает очень легко. И однажды вы убедитесь в том, что ребенок вкладывает в произносимые звуки смысл: он обратится к вам с настойчивой просьбой: «дай», —указывая на заинтересовавший его предмет (время «нет», сопровождаемого отрицательным движением головы, наступит гораздо позже).


Как малыши любят бесконечные экскурсии по дому, когда взрослый подносит его к разным предметам и называет их! Известный специалист в психологии развития Дж. Черч определил эту потребность почти годовалого малыша как «голод на слова». По возможности уделяйте такой игре столько времени, сколько хочет ребенок; называйте предметы четко и ясно, не вдаваясь в пространные объяснения.


Прелюдия к речи


Лепет детей в возрасте от года до полутора, называемый «зрелым», почти полностью состоит из звуков родного языка, хотя проскакивают и «посторонние».
К концу первого — началу второго года жизни дети обычно произносят первое слово. Вопреки бытующей легенде, им часто оказывается слово «папа», а не «мама». Звук «п» малышу произнести гораздо легче, чем «м».


В начале второго года дети повторяют все, что слышат. Даже будучи заняты игрой, они «улавливают» из диалогов взрослых отдельные слова и «пробуют их на язык».
Дети в возрасте 14–20 месяцев начинают пользоваться речью осознанно: вначале сообщая о своих желаниях и называя предметы, которые для этого необходимы. Так, говоря «ляля», ребенок подразумевает целую фразу «Мама, дай мне куклу». И почти сразу он учится составлять простейшие предложения, например: «Ляля, дай». Они еще требуют расшифровки и зачастую понятны только самым близким взрослым. Так, мой младший сын самые первые отрицательные фразы строил почти по правилам немецкой грамматики: отрицательную частицу «не» произносил после глагола: «Ваня кушать не!»


Любят малыши использовать и свой собственный язык, «тарабарщину», — то, во что они превращают трудные для произношения слова, — причем это никак не вредит, а, наоборот, способствует освоению настоящего языка.


Полуторалетки любят «болтать» по телефону (причем воображаемой трубкой может служить все, что попало под руку). Эта игра тоже помогает им научиться копировать, а значит — осваивать интонацию и ритм произнесения фраз, которые они слышат от взрослых.


Поздно или рано?


Не забывайте, что в жизни идеальные схемы реализуются редко. Каждый ребенок, в том числе и в речевом развитии, уникален. Есть дети от природы «говоруны», — отличающиеся активностью, интересом к окружающему миру и любовью к вербальному общению, и «молчуны» — не обязательно пассивные, а, скорее, вдумчивые, речь которых «созревает» очень неторопливо и только в спокойной обстановке (для них, в отличие от «говорунов», важно не столько количество контактов и богатство впечатлений, сколько надежность и понимание). Моя старшая дочь — типичный «говорун». Между полутора и двумя годами ее лексикон состоял в основном из очень забавных self-madе-словечек. Так, колобок назывался ею «будёдя», фотографии были «тикагасами», «танцевать» в ее исполнении звучало как «тинталять», а пожелание «будь здоров» — как «дибадол!». (Сейчас она обхохатывается, когда я читаю ей ее малышовые перлы.) В два года она начала произносить простые фразы: «Мама клютила мутик» («Мама включила мультик»), причем часты были грамматические ошибки: «Вот она, маленькая стулька!», «Вот она, супа!» («cтул» и «суп» соответственно). К двум с половиной годам она говорила почти свободно.


Средний сын до двух лет не говорил вообще, а с двух до трех — отдельные, самые простые слова. Фразами начал говорить с трех лет. (Надо сказать, что и сейчас, в 5,5 года, Саша — довольно спокойный и молчаливый мальчик, в отличие от активной, «взрывной» и порой чересчур разговорчивой сестры.) Младший же до двух лет, как и его брат, молчал. А в два года и один месяц, буквально за две недели, он разговорился так, будто прорвало плотину слов, фраз, чуть ли не сложноподчиненных предложений. Причем он стал сразу говорить много; сейчас, в два года и три месяца, — совершенно правильно грамматически и сложными предложениями. И при этом очень осознанно, т. е. не повторяет просто услышанные где-то слова и фразы, а ведет осмысленные беседы. Например, утром собирается дочь в школу, а Ваня заявляет: «Я тоже хочу в школу». — «Ты же еще маленький». — «Стану большой — тоже пойду в школу!» Кроме того, он радостно повторяет по просьбе разные сложные слова, от чего всегда отказывались старшие. Вот так бывает — сестра и братья, а говорить начали и продолжают очень непохоже и в разные сроки. Что уж тогда говорить о «детях вообще»?

У каждого крохи свой темп развития, в том числе и в становлении речи. Одни из них начинают разговаривать очень рано, а другим требуется «накопить» информацию и однажды внезапно выдать её маме или папе. В общем, проявите немного терпения, и дождетесь, когда в ребёнке «проснётся» неутомимый собеседник. А пока Вы можете  заняться целенаправленным развитием его речи. Итак, как можно развивать речь малыша в возрасте 6-24 месяцев.

1.    Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте с ребёнком! Везде, повсюду комментируйте каждое событие! Вообще так разговаривать с малышом полезно с самого его рождения. Объясняйте крохе, что Вы с ним собираетесь сейчас делать, например, взять на ручки. Расскажите малышу, что будете варить для него суп, стирать его ползунки и т.п.

2.    При разговоре с ребёнком смотрите на него, и он пусть смотрит на Ваше лицо. В этом случае кроха видит вашу артикуляцию, это поможет ему быстрее её усвоить. Также занимайтесь специальной артикуляционной гимнастикой. В книгах и в сети Интернет есть много весёлые упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

3.    Разговаривайте с малышом Вашим обычным языком. Не «сюсюкайте» и не упрощайте фразы – у ребёнка должен быть на слуху образец правильной речи.

4.     Уделяйте особое внимание развитию мелкой моторики рук. Участок мозга, отвечающий за движение пальцев, находится в непосредственной близости от речевой зоны. Чем больше Вы тренируете мелкую моторику, тем раньше Ваш ребенок заговорит.

5.    Совсем маленьких детей научите общаться жестами, например по комплекту «Понималка». «Понималка» поможет Вам общаться с малышом задолго до того, как ребёнок начнёт разговаривать. Это дополнительная подготовка для полноценного становления речи, опыт ведение диалога, а также полезная тренировка мелкой моторики.

6.    Для малыша постарше целенаправленно создавайте ситуации, когда он должен будет высказать просьбу словами. То есть специально не всегда понимайте кроху с полуслова и при виде жеста.

7.    Как можно чаще читайте малышу книги, пойте песни. Стихи и песни очень полезно учить наизусть.

8.    Используйте интерактивные программы развития речи: «Говорим с пелёнок», «Карточки Домана на DVD», DVD «Книжки-малышки».

DVD "Говорим с пелёнок"– интерактивная программа речевого развития малышей с 6 месяцев. Знакомьте ребёнка с новыми словами и словосочетаниями, демонстрируя их значение с помощью красочных иллюстраций и весёлых мультиков.

«Карточки Домана на DVD» – это комплект из 5 DVD для яркого и динамичного обучения чтению и развития речи. Вы показываете крохе диски со 150 словами и 600 словосочетаниями, которые сопровождаются весёлыми песенками, анимационными сюжетами, картинками, фотографиями. Малыш быстро учится читать и говорить, а вы экономите своё время!

«Книжки-малышки» - 30 сказок и 30 игр, все малыши любят смотреть картинки в книжках, а ещё больше дети любят играть. «Книжки-Малышки» созданы специально для заботливых родителей и любознательных детей.

9.    Если Вас что-то тревожит в развитии речи ребёнка, покажите его специалисту, хотя бы для собственного успокоения.

Ваш малыш уникален. Успехов вам и вашим малышам!

По материалам журнала "Мир семьи"

 


 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"